Личный сайт воспитателя Горевой Е.Е.

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

 Дошкольное детство — время вступления ребенка с ограниченными возможностями здоровья в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание [2].

Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов.

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е.А. Стребелева отмечает: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта» [1].

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Дети с особыми образовательными потребностями— дети, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, определенные заболевания, последствие травм или дефектов, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее потребность их социальной защиты [6].

Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития, принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30-ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта [7].

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе [5].

С вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения, касающиеся и организации инклюзивного образования детей [3].

Одним из главных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях, школах. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из главных задач государственной политики не только в образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.

  На современном этапе развитию инклюзивного образования присущи проблемы и противоречия. Одной из важнейших проблем является недостаточная профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования и специалистов сопровождения, которые способны реализовать инклюзивный подход. 

Можно выделить следующие принципы, на которых базируется инклюзивное образование.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут [6].

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В рамках российской системы образования реализуются следующие формы инклюзивного образования детей дошкольного возраста:

 1. Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида, в котором обучаются дети с определенной формой дизонтогенеза. В данных учреждениях организована специальная предметно-развивающая среда с учетом образовательных потребностей определенной категории детей.

2. Детские сады комбинированного вида. В таких детских садах наряду с детьми, не имеющими отклонений от возрастной нормы, обучаются дети, имеющие различные особые образовательные потребности. Кроме того, в таком виде образовательных учреждений также используется специальная предметно-развивающая среда, учитывающая образовательные потребности определенной категории детей.

3. Детские сады, на базе которых реализуются дополнительные службы: лекотека, службы ранней помощи, консультативный пункт.

 4. Массовые дошкольные образовательные учреждения с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок». Так как понятие инклюзии выделено только в последней редакции закона об образовании РФ, система инклюзивного образования в нашей стране находится только на начальных стадиях своего развития и требует разработки не только полноценной нормативной, но и методологической базы [5].

Образовательный процесс детского сада предусматривает  уход и заботу о детях, процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор  в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детейвместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для другихдетей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

В настоящее время часто происходит стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников. С ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с  нормально развивающимися сверстниками содействует сокращению дистанции между дошкольниками. Инклюзивное образование развивает у дошкольников множество качеств, таких как, толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях нет полноценных условий для инклюзивного обучения детей с ОВЗ. В них не хватает  учителей - дефектологов, психологов, врачей-специалистов, социальных работников, нет специальных оборудований и различных современных технических средств обучения, а также специальных развивающих и коррекционных программ.

 

Список литературы:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2012, – 272 с.

2. Казанские научные чтения студентов и аспирантов-2013 имени В. Г. Тимирясова: материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (20 декабря 2013 г.). - Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 600 с.

3. О федеральном законе «Об образовании в РФ»: письмо Мин-ва образования и науки РФ от 1 апреля 2013// Вестник образования.- 2013.№10.

4. Прочухаева М.М., Бородин М.В. и др. На пути от интеграции к инклюзии: практический опыт работы специалистов инклюзивного детского сада Москва: Департамент образования г.Москвы, 2009. - 251 с.

5. Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России // Педагогическое образование в России

6. http://www.pandia.ru/text/78/157/57710.php/ интернет-издание [Дата обращения 10.09.2015].

7. http://refdb.ru/look/1603603.html/ собрание педагогической литературы  [Дата обращения 09.09.2015].

6 декабря 2015 в 16:23

Прикреплённые файлы:

Документ: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

Описание файла:

Файл называется: inklyuzivnoe-obrazovanie_fmtkp.docx

Это официальный файл организации «Личный сайт воспитателя Горевой Е.Е.», в нём содержится Инклюзивное образование детей дошкольного возраста.

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.